Ислам и город

Ислам и город

Как всесторонне изучить современный Ислам в городских российских контекстах? Какие социальные и гуманитарные дисциплины, исследовательские концепции и методы актуальны в этом отношении? Это и другие вопросы стали предметом обсуждения  на организованном  Европейским университетом в Санкт-Петербурге 14 декабря 2017 года  международном семинаре по городскому Исламу в России.

Докладчики  нидерландского института перспективных исследований в области гуманитарных и социальных наук (НИАС-КНОУ) привнесли междисциплинарную перспективу, основанную на антропологии,  исламоведении  и истории. По их мнению в России, как и в Западной Европе, городское «супер-разнообразие» создает социальные пространства, в которых появляются новые визуальные (и виртуальные) формы Ислама.

К  основным формам общественного присутствия мусульман в городских условиях относится такая  форма социальной материализации  как видимость мечетей. Показателен  тот факт, что в Нидерландах насчитывается 475-500 мечетей, что значительно выше, чем в крупнейших городах России (например, в Москве - 4 мечети).

Особое внимание  было уделено  трактованию  различия между глобальными благочестивыми движениями (называемыми «Халяльным  движением») и движениями  «ориентированными на наследие», обращающимися к региональным мусульманским традициям,  таким  как, татарские мусульмане в  России и традиционалистскими турецкими или марокканскими мусульманами в Нидерландах.

 Обсуждение презентаций показало, что исламское киберпространство в России более фрагментировано и разнообразно, чем  исламский Рунет.  Например, дагестанские и чеченские мусульмане предпочитают местные объекты WhatsApp вместо халяльных  кибер-ресурсов татарского происхождения.

В ходе дискуссий были рассмотрены иные проявления мусульманского присутствия в городских пространствах, такие как религиозные практики исцеления среднеазиатских мулл в Москве и местное влияние мусульманских благотворительных организаций в рамках местной "нравственной экономики".

По единому мнению собравшихся ни в России, ни в Западной Европе невозможно однозначно выделить общественное пространство как "исламское", поскольку общественное пространство  также принадлежит и другим религиозным и светским субъектам.

В  международном семинаре участвовал член совета МОД «Гражданский Мир» С.А.Рощектаев.

Член совета  Международного общественного движения «Гражданский Мир»

Сергей Анатольевич Рощектаев