Экологические и патриотические ценности в устойчивом развитии Российской цивилизации

30 августа на территории Смольного института в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Экологические и патриотические ценности в устойчивом развитии Российской цивилизации» 

Среди участников круглого стола - Магдиев Р.Р. (Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Международного общественного движения «Гражданский Мир»), Иманов Г.М., (академик РАЕН, гранд-доктор философии, профессор, президент Смольного института, первый вице-президент Ноосферной общественной академии наук, Сопредседатель Международного общественного движения «Гражданский Мир»), Валерьянов В. Н. (Член президиума Международного общественного движения «Гражданский Мир», кандидат технических наук), Посадский А.В. (профессор Смольного института, Сопредседатель Экспертного Центра Международного общественного движения «Гражданский Мир»), Семикин В.В. (проректор по научной работе Смольного института, профессор Смольного института, доктор психологических наук), Феклистов И.Ф. (Проректор по инновационному развитию Смольного института, доктор экономических наук, академик) и др.. 

С позиции участников круглого стола, устойчивое развитие не тождественно простому копированию моделей развития западной цивилизации, технологиям подражания западному потребительскому обществу, в ходе которого «образец» для подражания всегда останется недосягаемым, а отставание консервируется. Устойчивое развитие определяется отнюдь не односторонне истолкованными утилитарными экономическими целями, а исторически сложившимися ценностными структурами, структурами ценностных представлений народов и стран, уникальным способом размещения общечеловеческих ценностей в духовном пространстве различных цивилизаций, своеобразным балансом духовных и материальных ориентаций присущим различным культурам. Оно не есть продукт изолированного от культуры «экономического индивида» и имеет духовно-этическую природу. Его носитель и творец – человек. Устойчивое развитие осуществляется посредством всего многообразия путей человеческого творчества, подразумевает накопление общественного богатства как материально-духовной целостности. 

Творец устойчивого развития нашей страны – житель уникальной страны-цивилизации России. Устойчивое развитие России – самобытный путь ее цивилизационного домостроения. 

Общеизвестно, специфика российского цивилизационного строительства находит свое выражение в понятии дома-семьи. Служебно-домашняя цивилизация, которой является Россия, и есть цивилизация экологическая (дом – греч. οἶκος). Это Дом, выстроенный на принципах Семьи, то есть общего служения совместно живущих людей. Речь идет о Доме, который созидается и хранится в непрерывной преемственной работе поколений, о Доме как мире культурных и природных богатств, бережно хранимых и творчески передаваемых от отцов к детям, о Доме как большой Родине, к которой сердечно привязаны все домочадцы. 

Высокий патриотизм – глубинная традиция, непреложная ценность Российской цивилизации и в тоже время фактор ее развития. Высокий патриотизм предполагает служение Стране на основании любви к ее культурно-историческому и природному наследию. Такой патриотизм не может быть формальным и поверхностным, так как полагает предметную любовь к историческому, культурному и природному наследию Родины, глубокое желание быть ему 

сопричастным, желание его творчески продолжать, сохранять и преумножать в качестве основания служения Отечеству. При этом Родина видится целостным Домом-семьей. Внести свою лепту в домостроение - означает участвовать в сохранении и преумножении родных исторических и природных богатств. 

В российском цивилизационном самосознании патриотические и экологические ценности органично взаимосвязаны. Они гармонично сочетаются в едином ценностном пространстве – аксиосфере Российской цивилизации. Утверждение высоких патриотических ценностей, формирование глубокого ценностно насыщенного патриотизма означает любовь к культурному и природному наследию как собственному цивилизационному Дому, желание сохранить его и предать обогащенным следующим поколениям. Речь идет о целостном пути цивилизационного домостроения - домостроения экологического. 

С позиции участников мероприятия, особо актуальными для развития России и Большой Евразии являются идеи великого мыслителя А.С.Панарина (1940 – 2003). Он был убежден в том, что единение славян и тюрков является коренным для сложения и развития российского цивилизационного процесса, что славяно-тюркские связи выступают источником возрастания солидарности евразийского пространства, определяя пути формирования Большой Евразии как стратегически стабильного и безопасного континента. А.С.Панарин отмечал особое значение славяно-тюркского, славяно-мусульманского народа, который выступает созидателем Евразийского Отечества. Им отстаивалась идея российско-мусульманского стратегического альянса как стратегического цивилизационного партнерства России и исламского мира. На его взгляд, стержнем консолидации Евразии вот уже полтысячи лет выступает славяно-тюркский союз: «Этот симбиоз дал впечатляющие плоды: на шестой части суши возникло цивилизационно-государственное образование, не знающее внутренних войн и обеспечивающее относительную стабильность и геополитическое равновесие всей Евразии. И поскольку, согласно геополитической теории, Евразия составляет хартленд — центральную часть мира, не стоит безответственно экспериментировать с таинственными силами этого планетного ядра. Лучше положиться на выстраданный опыт наших общих предков, создавших одну из самых значительных земных цивилизаций». Славяно-тюркский синтез, образующий становой хребет российской государственности и лежащую в ее основе цивилизационную ось, дал миру большое свободное цивилизационное пространство, где воплотилась солидарность людей различной этнической и конфессиональной принадлежности, сообща строящих великое евразийское Отечество. Он дал миру высокую цивилизационную идею, образ единой евразийской Родины и видение единой евразийской судьбы. В XX веке славяно-тюркский синтез дал человечеству идею социальной справедливости, сплотив народы Евразии на основе созидания великого социального государства. Что ожидать от славяно-тюркского единения в XXI веке? С позиции А.С.Панарина, это единение основано на экологических ценностях, оно пронизано экологическими энергиями, есть синтез экологических ценностей и цивилизационной идеи, цивилизационно-экологический синтез, путь творения Экологической цивилизации. В настоящее время славяно-тюркское содружество способно предложить миру идею экологической глобализации - мирной всечеловеческой кооперации при сохранении духовного и природного многообразия Земли, кооперации самобытных стран, народов и цивилизаций, кооперации космически и культурно укорененных Отечеств. 

Академик Г.М.Иманов отметил, что уже много лет на площадке Смольного института в соработничестве с Международным общественным движением «Гражданский мир» разрабатывается и осуществляется народосберегающий и природосберегающий научно-

общественный проект «Славяно-тюркская синергия». Его цели и задачи - сбережение и приумножение славяно-тюркских связей как основания развития Российской цивилизации и стратегического фактора устойчивого развития всего Евразийского мира. Перед лицом современных вызовов (информационные войны против славяно-тюркского единения, целенаправленное синхронное распространение русофобии и тюркофобии, тиражирование массовой культуры, размывающей вековые культурные взаимоотношения), несущих угрозу ослабления и разрушения славяно-тюркских связей, принципиально важной видится задача их сохранения и приумножения во всей целостности и полноте. Сегодня особое значение приобретает разработка исторически выверенных стратегий славяно-тюркского единения и их продвижение путем общественных инициатив. 

Академик Г.М.Иманов подчеркнул, что проект «Славяно-тюркская синергия» является устремленным в будущее проектом формирования экологического самосознания и природосберегающего развития. Славянские и тюркские духовно-исторические традиции обладают глубокими экологическими смыслами. Они направлены на творческое единение человека и природного мира, воплощают образ человека как творческого хранителя природных и культурных богатств. Именно поэтому Россия, как Евразийская цивилизация, дала миру идею ноосферы - идею гармоничного взаимодействия человечества, природы и Творца, являющуюся сущностной характеристикой российского цивилизационного самосознания, органической составляющей Российской цивилизационной идентичности. Сегодня, когда во всем мире возрастают экологические вызовы и угрозы, когда человек все более представляет опасность для природы и самого себя, когда крайне необходима целостная стратегия спасения природы и человека на весь XXI век, страны и народы Планеты нуждаются в ноосферной идее из России, являющейся российским цивилизационным посланием миру, славяно-тюркской идеей единения людей во имя духовно-нравственного преображения вселенной, ради обретения гармонии мироздания. 

С позиции участников круглого стола, в настоящее время важно заявить российскую цивилизационную идею как идею экологическую, укорененную в глубинных ценностях тюрко-славянского мира. Сегодня Россия способна выступать модератором устойчивого развития Большой Евразии, быть его гарантом. Ее пространства воплощают единство европейских и азиатских миров, символизируют космическое равновесие Запада и Востока, являются экологически благоприятными землями, на них раскрывается ценностная комплементарность Азии и Европы. Ее многонациональный народ исторически несет традиции соборности - единения в пределе объемлющего весь людской род на основе всего разнообразия культурной и природной жизни вселенной. Россия сегодня призвана содействовать консолидации Большой Евразии как экополюса устойчивого развития мира.