1 августа 2019 года на территории Смольного института РАО (Санкт-Петербург) состоялось заседание Президиума Ноосферной общественной академии наук.

1 августа 2019 года на территории Смольного института РАО (Санкт-Петербург) состоялось заседание Президиума Ноосферной общественной академии наук. Среди участников мероприятия – Субетто А.И. (президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Академии проблем качества, Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, доктор экономических наук), Иманов Г.М. (Президент Смольного института, Академик Российской академии естественных наук, Академик, Первый Вице-Президент Ноосферной общественной академии наук, Почетный председатель РОО «Азербайджанской диаспора Санкт-Петербурга», Сопредседатель Международного общественного движения «Гражданский Мир»), Семикин В.В. (проректор по научной работе Смольного института, профессор Смольного института РАО, доктор психологических наук), Феклистов И.Ф. (Проректор по инновационному развитию Смольного института, доктор экономических наук, академик), Посадский А.В. (профессор Смольного института, профессор Китайского Нефтяного университета (Пекин), сопредседатель Экспертного Центра Международного общественного движения «Гражданский Мир»), Горбунов А.А. (первый вице-президент Европейской академии естественных наук, вице-президент Ноосферной общественной академии наук, академик РАЕН, академик ПАНИ, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный строитель РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ). 

В ходе мероприятия был зачитан и одобрен экспертный доклад А.В.Посадского «Россия и мир в философии русского космизма» (под редакцией Г.М. Иманова). По итогам мероприятия с заявлением, отражающим позицию его участников, выступил Г.М.Иманов. 

Текст выступления Г.М.Иманова 

Человечество нуждается в ноосферной идее из России 

Сегодня, когда во всем мире возрастают экологические вызовы и угрозы, когда человек все более представляет опасность для природы и самого себя, когда крайне необходима целостная стратегия спасения природы и человека на весь XXI век, важно обратиться к творческому наследию Владимира Ивановича Вернадского. Человечество нуждается в российской ноосферной идее. Учение о ноосфере, разработанное нашим великим соотечественником, может и должно быть увидено основанием устойчивого развития стран и народов Земли. 

Идея ноосферы предлагается космистской философией России - этим российским цивилизационным посланием - как глобальная мироустроительная идея, адресованная всем народам и странам, как путь стратегически стабильного и безопасного развития планеты. Уже много лет научное сообщество, объединенное Ноосферной Общественной Академией Наук (созданной на базе Смольного института) в мощную научную школу ноосферизма, активно содействуют продвижению идеи ноосферы в российском и мировом научном и общественном пространствах. Речь идет об отстаивании ноосферного проекта экологической глобализации, провозглашающего сохранение человека, сбережение культурного и природного наследия источником общностного развития человеческого рода, полагающего глубокие культурные связи фундаментом всех форм экономического и политического сотрудничества, органически соединяющего историческую духовность с путями современного развития, утверждающего императив коэволюции человека и природы основанием справедливого и гармоничного 

мироустройства. Речь идет о ценностном понимании глобализации, когда человек воспринимается проводником объединяющих начал во вселенной и гарантом сохранения многообразия ее природных и культурных форм, когда интеграционные процессы видятся опирающимися на глобальную этику - этику кооперации и солидарности, способную обеспечить безопасное будущее, выступить источником единства нынешних и грядущих поколений, гармоничного единения человека и природы. 

Россия – Евразийская страна и цивилизация. Учение о ноосфере, подразумевающее гармоническое сочетание экологических, гуманистических, научных, модернизационных и традиционных ценностей, органично для народов и стран всего Евразийского мира. Его важно осмыслить как гуманитарную платформу устойчивого развития Евразийского континента. 

Научным сообществом Ноосферной Общественной Академии Наук осознана важность раскрытия консолидирующего потенциала ноосферной идеи для всего евразийского пространства. Многолетняя работа наших ученых направлена на разработку концепции устойчивого развития Большой Евразии исходя из воззрений Владимира Ивановича Вернадского. Имеется ввиду целостная ноосферная стратегия устойчивого развития Евразийского континента, предполагающая, что исторические пути сложения Культурной Евразии, Евразии духовных связей, ценностей и традиций, Евразии Экогуманистической определяют пути формирования современной экономической Евразии – пространства взаимодействующих экономик стран и народов. Имеется ввиду стратегия созидания Евразийского экополюса устойчивого развития планеты - пространства, сочетающего технологии завтрашнего дня с творческим следованием традициям и сбережением природных систем, выступающего фактором возрастания динамики глобальных интеграционных процессов, культурного роста и экономического прогресса, излучающего смыслы, способные придать современному развитию большую меру интенсивности и осознанности, внутреннюю согласованность, ценностную насыщенность и духовную глубину. 

При этом площадка Ноосферной Общественной Академии Наук является не только фабрикой мысли, разрабатывающей целостные стратегии устойчивого развития, но и выступает в качестве важного коммуникативного центра, центра народной дипломатии, служащего сбережению культурных связей, открытию новых горизонтов сотрудничества, сближению и консолидации народов и стран Евразийского мира. 

Ноосферной Общественной Академией Наук разработана и претворяется в жизнь целостная концепция ноосферного образования и воспитания. Сегодня именно от нас зависит, какую планету мы оставим детям, и как они будут участвовать в ее хозяйственном преобразовании, будет ли это творческое преображение Земли или ее разрушение. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу высшим регулятором общественной жизни должен стать нравственный закон, раскрывающий меру человечного в человеке. Необходимо воспитание духовно здорового поколения, поколения с экологическим самосознанием, понимающего необходимость творческого сбережения культурного и природного наследия, видящего в нем источник развития. Важно говорить о формировании ноосферной личности – человека, способного дать творческие ответы на вызовы современности. При этом ноосферный человек есть человек исторический, сохранивший преемственность культурно-исторического развития, бережно хранящий традиции и природу, обладающий глубокой исторической памятью, обращенный к своей сущности, озабоченный задачей собственного вочеловечения. Такой человек полагает целью своей деятельности осознанное творчество в гармонии с природой и другими людьми. Это и есть путь образования ноосферы – пространства осознанного творчества 

человечества, вносящего гармонию во вселенную, гармонично продолжающего линии развития природного мира. 

В связи с возрастающим интересом к идеям космизма за пределами нашей страны принципиально важно подчеркнуть, что великая интеллектуальная традиция космистской философии России отрицает унификационно-глобалистский взгляд на мир. В.И. Вернадскому был чужд унификационно-глобалистский подход. «Я не верю в возможность и считаю крайне опасным стремление к мировому правительству и к унификации цивилизации. Единая мировая цивилизация – это такой же нонсенс, как и генетически стандартный человек», - утверждал яркий представитель философии космизма Н.Н.Моисеев. Следуя интеллектуальной традиции космизма, формирование ноосферы не осуществляется посредством единого органа или центра власти. Оно претворяется в жизнь в цивилизационном соцветии, пространстве консенсуса народов, стран, цивилизаций, их кооперации, партнерства, обретаемого в ходе духовно-исторического развития человечества. Экологическая (ноосферная) глобализация возможна именно как кооперация суверенных и самобытных народов, стран, цивилизаций, как созидание пространства сотрудничества Отечеств в перспективе единой общечеловеческой судьбы. Экологическая (ноосферная) глобализация связана с формированием Общечеловеческого Дома как свободного взаимодействия множества самобытных Домов, сберегших свой уникальный природный и культурный мир, сохранивших свой суверенитет, идентичность и целостность, видящих их источником развития. 

Интеллектуальная традиция космизма – источник противостояния и сопротивления любым формам расизма. Она утверждает равенство стран, народов, цивилизаций и рас. Равенство людей всех рас и религий – условие формирования ноосферы с точки зрения В.И.Вернадского. 

Космизм России - источник противостояния и сопротивления любым формам исламофобии. Неоспоримым доказательством евразийского, соборно-универсалистского характера Российской цивилизации космисты России считали вхождение в ее пространство, участие в ее бытии народов исламского мира. Так, Н.Н.Моисеев говорил о России как цивилизационном союзе, вбирающем народы ислама внутри и притягивающем к себе их за своими государственными пределами. Следуя философии космизма, цивилизационный путь России со всей очевидностью продемонстрировал культурно-экологический, культуросберегающий и природосберегающий характер ценностей мусульманских народов – ценностей, присутствующих в аксиосфере Российской цивилизации в качестве ее сущностных начал.