Накануне запланированной на 9 августа 2016 года встречи в Петербурге президента России Владимира Владимировича Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана активист Международного общественного движения «Гражданский Мир», ректор Смольного института Российской академии образования Гейдар Мамедович Иманов рассказал заместителю председателя Экспертного совета движения, доценту Дмитрию Александровичу Рущину о славяно-тюркском единении и проекте создания Тюрко-славянского университета как фактора, способствующего стабильности и процветанию на евразийском пространстве.
- Гейдар Мамедович! Когда говорят об истории взаимоотношений России и Турции, то нередко вспоминают различные войны и конфликты, омрачавшие эти отношения. Но ведь есть и очень интересные примеры сотрудничества и добрососедства.
- Добрососедские отношения между нашими странами - это не только мир между двумя соседними государствами. Они являются фундаментом мира между всеми славянскими и тюркскими народами. Запад исторически рассматривал Россию и Турцию как своих главных врагов и в первую очередь был заинтересован в их распаде. Поэтому он веками сталкивал Россию и Турцию. И Западу многого удавалось добиться. В результате первой мировой войны с арены мировой политики сошли и Российская империя, и Османская империя.
В истории царской России и Советского государства были примеры успешного сотрудничества наших стран.
На монументе «Республика» на площади Таксим в Стамбуле, воздвигнутом в августе 1928 года, рядом с фигурой Мустафы Кемаля Ататюрка по его левую руку можно обнаружить фигуры и наших соотечественников - Климента Ефремовича Ворошилова и Семена Ивановича Аралова. И эти фигуры на памятнике оказались не случайно, а вполне заслуженно, по указанию самого Кемаля Ататюрка. Первой страной, протянувшей руку помощи Турции в годы освободительной войны, стало Советская Россия. В августе 1921 г. правительство УССР по соглашению с правительством РСФСР назначило чрезвычайным послом в Турции М. В. Фрунзе, который находился в Турции с декабря 1921 по январь 1922 г. К. Е. Ворошилов исполнял в Турции обязанности военного советника. А Семен Иванович Аралов, известный как создатель ГРУ, был в 1922-1923 гг. полпредом Советской России в Турции.
Уже через три дня (26 апреля 1920 г.) после открытия Великого Национального Собрания Турции (ВСНТ) Мустафа Кемаль от имени сформированного правительства обратился с официальным письмом к российскому правительству, содержащим просьбу об установлении дипломатических отношений и об оказании Турции помощи.
По официальным данным кроме 10 млн. золотых рублей, переданных представителям ВСНТ, в Турцию через Новороссийск, Туапсе и Батуми в течение 1920-1922 гг. было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн. патронов, 147 тысяч снарядов.
Советское правительство также помогло и со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов.
В 1920-х - начале 1930-х годов были не только военные и экономические, но и культурные контакты между Советской Россией (а затем СССР) и Турцией. Например, в 1920-х годах советская сборная по футболу ездила на соревнования вообще только в Турцию.
Все мы должны помнить слова основателя современного турецкого государства М. Кемаля Ататюрка: «Победа новой Турции над … интервентами была бы сопряжена с несравненно большими жертвами или даже совсем невозможна, если бы не поддержка России. Она помогла Турции и морально и материально. И было бы преступлением, если бы наша нация забыла об этой помощи».
Почти на столетие между Россией и Турцией установились вполне добрососедские отношения, несмотря на членство Турции в блоке НАТО.
Отмечу, что особого доверия западные страны к союзнику по НАТО Турции никогда не испытывали и не поддерживали в критических ситуациях. Например, в период Кипрского кризиса в шестидесятых и семидесятых годах, они не торопилось встать на защиту турок-киприотов, которые подвергались жесточайшим репрессиям сторонниками режима «черных полковников» в Греции, виновными в массовых убийствах турок - киприотов в самой Республике Кипр, что и дало основание вводу турецких войск на северную часть острова в 1974 году и разделению острова.
- C начала XXI века сотрудничество России и Турции в политическом, экономическом и культурном плане стало особенно быстро развиваться. Как Вы видите развитие российско-турецких отношений после неудавшегося путча?
- О необходимости развитии всестороннего сотрудничества говорилось еще в опубликованной сразу в нескольких изданиях в апреле 2012 года моей статье «Россия и Турция в XXI веке: от многопланового стратегического партнерства к императиву евразийской интеграции».
Актуально звучат сегодня размышления Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) - выдающегося русского мыслителя, дипломата, государственного и общественного деятеля, православного подвижника, погрузившегося на длительное время в жизнь Османской империи. Его творческое наследие проливает свет на прошлое, настоящее, а возможно и будущее отношений России и стран Евразии. Мыслитель, который выступал сторонником стратегического союза между Россией и странами Евразии, включая Турцию – союза, который должен стать фундаментом объединения народов, исповедующих православие и ислам.
Проект Леонтьева – проект воссоединения, собирания евразийского пространства, системно дестабилизируемого посредством дипломатических интриг англо-американских политиков, как никогда актуален в наше время. Со всей основательностью можно говорить о качественно новом этапе в развитии отношений двух стран, насчитывающих более чем пятисотлетнюю историю. Сегодня они носят характер многопланового стратегического партнерства. Надо полагать, в XXI столетии Россия и страны Евразии и Ближнего Востока откроют для себя новые горизонты сотрудничества.
Актуальность данного проекта в начале XXI века диктуется общей политической и экономической ситуацией складывающейся в мире в настоящее время, а также значительным усилением и развитием экономического сотрудничества в последние годы между Россией и со странами Евразии и Ближнего Востока. Последние события
2 апреля 2012 года по инициативе Смольного института Российской академии образования, в Российско-Турецком культурном центре в Санкт-Петербурге был проведен круглый стол на тему «Россия - Турция в XXI веке».
Было отмечено, что в настоящее время российско–турецкие отношения приобретают мощную динамику развития. Многовековая история российской и турецкой цивилизаций имеет много общего. Они исторически формировались как евразийские мир - империи. Россия и Турция - страны евразийского имперского прошлого.
К сходным чертам российской и турецкой цивилизаций следует отнести и их формирование под сильнейшим влиянием духовных ценностей. Более конкретно - религиозного фактора. Растет влияние евразийских настроений в России и Турции.
Турция едва ли не единственная страна – член НАТО, которая не ввела санкции против России.
К сожалению, события в Сирии и трагический случай с российским пилотом сильно ударили по межгосударственным отношениям Турции и России. Антитурецкое лобби в России старались особенно. Но, к счастью, президент Турции Эрдоган и президент России Путин проявили мудрость и договорились о скором восстановлении отношений до прежнего уровня. Здесь я бы хотел отметить одно очень важное обстоятельство. Это то, как единодушно, искренне и энергично реагировали лидеры Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, чтобы этот конфликт был бы разрешен. И вывод? Народы тюрко-славянского мира, православно-мусульманского мира хотят жить в мире и согласии. На мой взгляд, как только лидеры России и Турции вместе станут гарантами социальной, политической и экономической стабильности во всем Ближнем Востоке, то все конфликты здесь очень скоро прекратятся.
- Гейдар Мамедович, нам известно, что Вы являетесь последовательным сторонником развития российско-турецких культурных связей и инициатором проекта создания Тюрко-славянского университета.
- Недавно в одной из российских газет в своем интервью авторитетный специалист-тюрколог высказал мнение, что без России Турция не выстоит перед вызовами и угрозами XXI века и распадется как государство. Давайте вместе поразмыслим. А Россия выстоит перед этими же вызовами и угрозами без поддержки 20 процентов тюркоязычного населения в своей стране и без добрососедских отношений со странами, с которыми он имеет общую историю и общие границы от Черного моря до Китая включительно?
Россия и Турция это две страны – цивилизации и полюса единого евразийского мира. Без их взаимодействия невозможно достичь мира и согласия на евразийских просторах. Я не скажу, что наши страны не смогут прожить друг без друга. Может и могут. Я скажу, что вместе мы будем жить гораздо богаче, безопаснее и культурнее. У нас ощущается острый дефицит гуманитарной составляющей в наших отношениях. Недавние события показали, что нужно создание мощных совместных стратегически значимых гуманитарных площадок. Они должны стать не просто местами встреч, а площадками создания совместных проектов ученых обеих стран, представителей гражданского сообщества, экономических структур и всего спектра общественно-политических сил.
Славяно-греко-латинская академия, основанная в конце XVII века выходцами из Греции братьями Лихудами, была фактически отечественным прауниверситетом. Она дала большой стимул развития образовательных структур в России. Это был тогдашний международный проект. Сегодня назрела необходимость создания такой образовательной и научной площадки для всего славяно-тюркского мира, даже более того – для православно-исламского мира. И такой площадкой мира может стать Смольный институт Российской академии образования, который выступает одним из инициаторов проекта создания международного Тюрко-славянского исследовательского университета.
Уже несколько лет территория Смольного института РАО выступает местом, где генерируются концепции развития евразийского мира, славянско-тюркского взаимодействия, российско-турецкого диалога. Представители экспертного сообщества Смольного института РАО занимаются как концептуальными разработками, так и принимают самое непосредственное участие в формировании гражданской дипломатии, ведут активную общественную деятельность, содействующую открытию новых горизонтов сотрудничества народов Евразии.
Из-за общего кризиса и образовательных систем, и гуманитарного знания необходима новая модель образования. Это концепция доступного образования, народного университета, университета народов. Образование должно служить народу, в данном случае целям и задачам развития и объединения народов. Надо, чтобы в результате выходили ответственные выпускники со стратегическим мышлением.
Гуманитарные площадки должны быть опорой, где политические круги и политическое руководство должны получать экспертную оценку.
В основу университета должна лечь целостная философия образования. Сегодня много говорят о диалоге цивилизаций, но он зримо не воплощен институционально в конкретных образовательных структурах. Принцип диалога цивилизаций должен получить очевидное воплощение.
Требуется разработка теоретических основ славяно-тюркского единства и его философии. Эти изыскания имеют научную основу. Например, размышления русского философа XIX века К.Н. Леонтьева – предтечи отечественного евразийства. Развивая его взгляды, отечественные ученые (П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Н. С. Трубецкой, Л. Н. Гумилев и другие) отмечали историческую общность судьбы славянских и тюркских народов, их открытость, взаимопроницаемость друг для друга. В результате глубокого анализа тюркской культуротворческой и государствообразующей деятельности, им удалось со всей очевидностью показать ее неоспоримое значение в деле созидания российской государственности, культуры и цивилизации, раскрыть тюркскую составляющую российского исторического процесса и идентичности. Евразийство исходило из идеи славяно-тюркского взаимодействия как основы стратегии евразийской интеграции.
- На сегодняшний день очень актуальными и востребованными являются новые исследования по этой тематике.
- Да. На данный момент очень востребованы современные мыслители. Нужны публичные философы, которые в публичном пространстве озвучивали бы философское обоснование темы славяно-тюркского единства. На это есть и социальный заказ. Есть потребность в гражданской философии, которая будет разработана в рамках университета. Мы также планируем готовить тюркологов. Необходимые новые Гумилевы, Леонтьевы, Трубецкие, Савицкие, Панарины. Будем работать с существующими образовательными структурами, в частности, с Международной Тюрко-славянской академией в Казахстане, Национальной Академией наук Азербайджана. Будем развивать программу по публичной философии и гражданской (народной) дипломатии. Ведь публичная философия это основание гражданской дипломатии.
Наш проект предусматривает инициирование широкой общественной дискуссии о возможном вступлении Турецкой Республики в Евразийский Союз.
Инициаторами проекта являются: Смольный институт Российской академии образования, “Fatya ltd.” (Северный Кипр); Safa group (Северный Кипр).
Российская академия естественных наук, Петровская Академия наук и искусств, Общественная академия ноосферных наук, а также Европейская академия естественных наук» также выразили готовность участвовать в нашем проекте.
Участниками проекта могут стать Национальные академии наук, научные центры, а также частные компании Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Туркменистана, Турции, Узбекистана.
К участию в нашем проекте приглашены также общественные организации: «Азербайджанская диаспора Санкт–Петербурга»; «Татарская диаспора Санкт-Петербурга»; «Казахская диаспора Санкт-Петербурга»: «Узбекская диаспора Санкт–Петербурга», а также землячества «Татарстан» и «Башкортостан» и другие.
- Какие выводы можно сделать, исходя из интересов славяно-тюркского единения как основы успешного развития евразийского мира?
- Во-первых, Россия сама является славяно-тюркской цивилизацией. Тюрки и славяне строили совместно единое великое цивилизационное пространство. Исторически и фактически ее населяют очень близкие по духовным, культурным, нравственным и религиозным ценностям народы (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Северный Кавказ и так далее). В стране накоплен огромный опыт многовекового совместного проживания славянских и тюркских народов. Большинство соседей России - славяне и тюрки. Славянский и тюркский мир это сегодня почти 500 миллионов человек и одна пятая часть суши мира, а это уже сила. Евразийский союз в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (возможно, в будущем Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана) по сути, и есть славяно-тюркской мир.
Во-вторых, всему миру надо понять, что англо-саксонский мир никогда не откажется от принципа «разделяй и властвуй», и пока они обладают научно-техническим и интеллектуальным преимуществом и военной силой, они будут навязывать остальному миру такой порядок мироустройства, при котором весь мир должен подчиниться и работать на «золотой миллиард». С этой целью они организовывали и будут организовывать по всему миру «цветные революции» (Грузия, Сербия, страны восточной Европы) и арабскую весну (Тунис, Ливия Египет), бомбардировки и военные вторжения (Югославия, Афганистан, Ирак, Сирия). В результате таких действий экономическая и социальная среда многих стран была разрушена и вызвана беспрецедентная волна беженцев в Европу.
В-третьих, Турция сама начинает понимать, что в Евросоюз ее не примут. Постоянно улучшая и развивая добрососедские отношения со всеми приграничными государствами, Турции надо идти в сторону в сторону Евразийского экономического союза и стать его полноправным членом.
В-четвертых, Россия как одно из мощнейших государств мира может взять сегодня на себя ответственность за судьбу и претендовать на роль гаранта безопасности всего тюрко-славянского мира и создаваемого им Евразийского экономического союза.
В-пятых, надо понимать, что как вне России, так и внутри, есть мощные противники сближения наших стран, желающие видеть их конкурентами. Надо давать жесткий отпор всем деструктивным силам, которые пытаются сталкивать наши страны. Именно сегодня у нас есть уникальный шанс осуществить стратегию объединения усилий, и мы не должны его упустить.
Кооперация России и Турции - фундамент стратегической стабильности в Евразии.
- Каковы основные цели Вашего проекта создания тюрко-славянского университета?
- Во-первых, сформировать высокоинтеллектуальную научную и технологическую кузницу кадров для России, стран СНГ и Ближнего востока с целью обеспечения совместной научно-исследовательской и образовательной деятельности в высокотехнологичных областях науки и техники.
Во-вторых, произвести духовную и интеллектуальную прививку будущим элитам России и Ближнего Востока от манипулирования их сознанием идеологами западной цивилизации, происходившего в течение многих столетий и приводившего к братоубийственным войнам, невежеству, обнищанию, потере национальных ресурсов и регрессу во многих странах.
В-третьих, оказать содействие формированию у студентов взаимного проникновения и понимания культур и систем ценностей славянских и тюркских народов в рамках добрососедства и взаимоуважения.
В-четвертых, оказать содействие глобальной защите взаимных инвестиций России, Ближнего Востока и стран СНГ путем внедрения качественного образования в систему подготовки и воспитания будущих поколений тюрко-язычных государств.
В-пятых, обеспечить культурно-образовательный досуг российским гражданам, занятым возведением и в дальнейшем эксплуатацией атомной электростанции «Аккую», строящейся в Турции.
Надо придать учёным России, Турции и тюркоязычных стран СНГ новые импульсы и смыслы деятельности.
Народы хотят мира, стабильности и это наступи, как только Россия и Турция наладят тесное сотрудничество.
- А какие задачи у данного проекта?
- Из целей вытекают следующие задачи проекта:
Сотрудничество в области науки и образования строится, исходя из стратегических интересов и целей России и Белоруссии, Турции и Азербайджана, Кипра и Греции, а также стран Евразийского Союза. Необходимо создание сообщества государств, способных в XXI веке стать центром устойчивого политического, социального, экономического и научно-технического развития, зоной мира.
Основными задачами исследовательского университета являются активное привлечение иностранных педагогов и студентов к российскому научно-исследовательскому процессу, трансфер современных технологий в экономику (производство), реализация результатов фундаментальных научных исследований, подготовка специализированных научных кадров и т.д.
С этой целью, в настоящее время на базе Смольного института создается Евразийский научно-исследовательский институт, а один из инициаторов проекта, Холдинговая компания «Электрокерамика», подписала соглашение с венгерской Компанией «Прокатор» о строительстве студенческого городка для иностранных студентов и преподавателей на 9000 мест.
- Возникает вопрос: Почему университетский кампус размещен на территории непризнанного государства – Турецкой республики Северного Кипра?
- Тюрко-славянский университет будет размещен на нескольких площадках.
В 2011-2015 гг. нами были проведены переговоры с ректорами ряда университетов, общественными, политическими и религиозными деятелями, а также бизнес-структурами России, Казахстана, Азербайджана и Турции и Северного Кипра, по поддержке идеи создания университетского комплекса Тюрко-славянского университета.
Структурные подразделения тюрко-славянского университета планируется разместить следующим образом:
На Северном Кипре работают 13 университетов, в которых обучаются около 70 тысяч студентов из более чем 80 стран мира. Правительство Северного Кипра намерено в ближайшие годы довести количество студентов до 100 тысяч.
Все университеты Северного Кипра, имеют соответствующую аккредитацию и представляют качественное европейское образование по ценам ниже, чем в странах СНГ. Учеными, прежде всего из России, может быть заложен фундамент научного центра исламского и православного мира.
Преимуществами размещения Евразийского исследовательского университетского комплекса на территории Северного Кипра являются:
Автономность университета будет обеспечиваться полной свободой персонала университета при выборе администрации и ученого совета.
Совместная научно-образовательная ученых России, стран тюркского мира, а также Греции и Кипра будет осуществляться по следующим направлениям: история, сравнительная социология, политическое регионоведение, исламская экономика, туризм, изучение русского, турецкого, арабского, греческого и английского языков, информационные технологии и энергетика.
Санкт–Петербург обладает огромными возможностями работы с архивами и библиотеками, а также здесь имеются крупнейшие российские специалисты в сфере образования, во многих технических и гуманитарных дисциплинах.
Смольный институт предлагает организовать сотрудничество по совместным программам обучения студентов, а также оказать содействие магистрантам и исследователям вузов из тюрко-язычных стран, работать над темами, по которым в Санкт-Петербурге есть уникальные и малоисследованные материалы, в том числе по истории и культуре тюркско-славянского мира.
Очень важным представляется участие академиков Российской академии образования, Российской академии естественных наук, Петровской академии наук и искусств, Академии гуманитарных наук. Академии акмеологических наук, Академии информатизации, Академии ноосферных наук, а также преподавателей вузов Санкт–Петербурга с университетами стран Евразии и Ближнего Востока на научных и образовательных конференциях.
Проект будет служить межнациональному и межконфессиональному согласию между тюркскими (ислам) и славянскими (православие) народами.
Наш проект - это серьезный сигнал всему многоконфессиональному миру, попавшему под секулярный западный «проект» насильственной ориентации человеческого прогресса и эволюции вне Бога, проект свидетельствует о возможности устройства справедливого мира совместными усилиями православных и мусульман.
- Что Вы можете рассказать о планах создания Международного Молодежного Культурного Центра?
- Вскоре состоится встреча В.В. Путина и Т. Эрдогана. А какие решения Вы хотели бы увидеть после этой встречи?
- Стратегически необходимо создать новый формат сотрудничества представителей тюркских стран и регионов. Опираясь на тюркские республики России и тюрко-язычные государства в Евразийском Союзе, возможно, даже создать новое глобальное геополитическое образование (полюс). Ведь Россия - федерация, в которой расположено множество тюркских республик. Так почему бы самой России не заняться интеграцией тюркского и славянского мира? Это было бы логично. Тюркский вопрос в интеграционном деле – это не только страны с тюркским большинством, но и страны с тюркским меньшинством, как, например, Китай, в котором проживают по официальным данным 11 млн. тюрков-уйгуров.
Россия в значительной степени тюркская страна, и она должна усилить в себе это начало, чтобы задавать вектор влияния, а не оставаться в позиции объекта влияния. Именно сегодня Россия должна заявить о себе как о полноценном факторе в тюркском мире и прилегающих регионах. Москва вполне способна стать важным игроком, значительным субъектом в тюркском мире. Вместе с Турцией и другими заинтересованными странами она могла бы, например, реализовать проект газопровода по дну Средиземного моря от месторождений газа в израильской морской экономической зоне к турецкому порту Джейхан.
Россия может начать претендовать на лидерство в тюркском мире, как и Турция и Казахстан. У России самая большая территория расселения тюркского мира. У России множество республик с тюркским населением. У России созидательный, не утраченный опыт, совместного жизнестроения славян с тюркскими и нетюркскими народами внутри страны.
Россия и Турция вместе это очень большая сила. Наличие такой силы дает основания, без оглядки на других, создавать новые (может быть, самые невероятные) партнерства, союзы, и находить интересы в регионе.
На фото: Площадь Таксим (тур. Taksim Meydanı) — площадь в центральной части Стамбула. В центре площади находится 12 метровый монумент «Республика», воздвигнутый в 1928 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Каноника. Монумент символизирует армию-освободительницу и установление республики. Памятник на площади Таксим включает скульптуры маршалов Мустафы Кемаля Ататюрка, Мустафы Исмета Инёню (слева), а также Климента Ворошилова и Семена Аралова (справа) по указанию Ататюрка, в благодарность за военную помощь Советской России в войне 1920 г.